важное и нужное

из мира борзых

Борзомир

Отечественные борзые, продолжение

БОРЗОМИР
07 ноября 2018, 21:03
/

Продолжение.

История тазы в России

                                                           Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Восточные вислоухие борзые стали широко известны в России во времена турецких и кавказских войн XVIII — XIX веков. Знатоки и любители псовой охоты, обычные среди русских офицеров, естественно, интересовались туземными борзыми. У этих вислоушек было много замечательных качеств. Особенно восхищали большая сила (или, говоря точнее, скоростная выносливость, способность к длительной скачке) и крепкая лапа. И то, и другое вырабатывалось у восточных борзых на твёрдых, каменистых просторах степей, пустынь и предгорий, где борзая могла достать зверя только после длительной доскачки, и развилось в исключительной степени.

Привозимые в Россию из боевых походов восточные борзые конечно стали называться «горками» и «крымками». Но, посуществу, всё это были тазы.

Между тазы, вывезенными из разных регионов, имелись некоторые различия в экстерьере: росте, степени оброслости, линиях головы, — но общие черты преобладали. По крайней мере, в фамильных породах русских псовых борзых различий было не меньше.

Горские (кавказские) тазы, так называемые «горки», считались среди этих восточных борзых лучшими. Их описание (по Л.П. Сабанееву) будет интересно нам для будущих сравнений с современной тазы:

Голова. Небольшая, узкая, с сухим щипцом (мордой), но череп широковат с заметным переходом от лба к морде.

Глаза. Большие, чёрные и выразительные.

Уши. Длинные, висячие «под бурками», то есть покрытые длинной, мягкой и шелковистой псовиной (шерстью), длинной до 6 — 7 см. Длина уха 15 — 17 см.

Шея. Длинная, плоская.

Спина (степь). Почти прямая, но без переслежины, с лёгкой напружиной, достаточно длинная, упругая, крепкая.

Грудь. Довольно широкая, выпуклая. Рёбра спущены ниже локотков, довольно выпуклые.

Конечности. Сухие, крепкие. Пясти и пазанки длинные. Мускулатура бедра (чёрные мяса) очень развита. Постав задних конечностей очень широкий; углы их хорошо выражены.

Лапы. Русачьи, продолговатые, сводистые. Между пальцами довольно длинная мягкая шерсть.

 Хвост (правило). Короткий, тонкий и гибкий с коротким, до 9 см, и редким подвесом уборного волоса.

Шерстный покров (псовина). Короткий, мягкий, гладкий; на голове и передней стороне конечностей очень короткий. На задней стороне бёдер (гачах) и задней стороне передних конечностей до пястей уборная псовина прямая и редкая.

Окрас. Чёрный с подпалинами, муругий (красный с чёрной остью) и красный с маской (мазуриной).

Рост. Кобелей до 72 см; сук — не выше 67 см.

Крымские тазы имели экстерьер не совсем типичный для восточных борзых. Крымки были значительно грубее горок и меньше ростом. Отметим, что они были очень легко одеты, имели коротковатые уши со слабым убором, низкопоставленную шею и более длинное правило.

Вряд ли эти особенности крымок возникли только под воздействием внешних условий и отбора. И климатические условия, и условия использования крымок на охоте мало отличались от таковых в других районах северной границы распространения восточных борзых.

У нас возникают подозрения, что они явились результатом сознательного или стихийного подмешивания кровей польских хартов и других короткошерстных западных борзых. Это кажется вполне вероятным: Крым расположен как раз на границе распространения групп западных и восточных борзых, и Речь Посполита очень долго граничила с Крымским ханством. В те времена во взаимных походах, боях и набегах крымские татары и их соседи захватывали в качестве трофеев и борзых.

Насколько повлияли крымские тазы на формирование польского харта, сказать трудно, но современная русская хортая борзая, по нашему мнению,  несёт в себе заметное количество крови восточных борзых.

Тазы настолько отличались по своим качествам от русских псовых борзых, что во времена кавказских войн XIX века начался форменный бум. Баре-заводчики стали без разбору и толку мешать их с псовыми борзыми в надежде улучшить последних. В результате сплошь и рядом при таких опытах терялся тип русской псовой, а улучшения полевых качеств не получалось.

Но наиболее опытные и талантливые заводчики борзых делали вводное скрещивание русских псовых с горками и достигали при этом исключительных результатов. Одним из таких заводчиков являлся П.М. Мачеварианов, который в своём труде «Записки псового охотника Симбирской губернии» сделал превосходный анализ и дал свою методику прилития крови горок к псовым борзым. Она интересна даже при теперешнем уровне развития зоотехнии.

Прилитие крови тазы (горок и крымок) в XIX веке к русским псовым борзым — факт, который не отрицается ни одним серьёзным кинологом. И тут можно говорить о повторном использовании восточных борзых в формировании породы русской псовой. Изначально сама эта порода, по-видимому, появилась в результате смешивания русских остроухих лайкоидов с восточными борзыми, завезёнными во времена монголо-татарского нашествия. Вот, собственно, тогда-то и познакомились впервые на Руси с тазы. Но о создании русской псовой борзой, её истории и истоках разговор особый. Не будем касаться этой темы.

Однако мода на горок и крымок в конце концов прошла, и прекратились попытки улучшить с их помощью псовых борзых. Да и сами эти разновидности тазы в начале XX века практически исчезли.

Тем не менее, горские и крымские тазы успели, видимо, поучаствовать в создании ещё одной нашей национальной породы — хортой борзой. Долго и стихийно у простых охотников Южной России формировалась (да и сейчас ещё формируется) хортая. Как всегда при незаводском создании породы, происхождение хортых  — история тёмная. Кроме тазы в хортой круто замесились крови русских псовых борзых, грейхаундов, польских хартов, и бог знает ещё чего.

Ещё больше от тазы взяли полумифические южнорусские (степные) борзые , которые появились на Юге России после Отечественной войны. Это самая таинственная борзая из наших современных борзых.

Но не будем спешить и оставим исследование этих загадок «на потом».

Отметим, что из современных заводских пород борзых ближе всего к исчезнувшим и существующим в России породам тазы стоит персидская борзая салюки. По существу, салюки — это аналог нашей современной среднеазиатской тазы.

Теперь мы убедились, что тазы интересна не только сама по себе как уникальная древняя группа борзых — она сыграла очень большую роль  в формировании пород борзых России.

Пора разобраться, что представляет из себя тазы сейчас, каковы её достоинства и недостатки.

Далее здесь: http://borzomir.ru/biblioteka/borzoj-likbez/2018/11/07/otechestvennyie-borzyie-okonchanie-o-tazyi/

Комментарии (0)


Добавить комментарий





Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


Back to top